23 ноября 2020 ГТРК «Кузбасс» 750

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕМЬЕРА! НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «РОССИЯ» ВЫХОДИТ ДРАМА «ГРОЗНЫЙ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕМЬЕРА! НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «РОССИЯ» ВЫХОДИТ ДРАМА «ГРОЗНЫЙ»

23 ноября в 21:20на телеканале «Россия» – премьера грандиозной исторической драмы «Грозный». На экране – подлинная история, аутентичный колорит эпохи и даже музыка Ивана Грозного. Сотни актеров массовых сцен, около тысячи костюмов, 400 пластических образов – все это перенесет зрителя в XVI век – периодисторических потрясений и неистовых человеческих страстей. В картине занято целое актерское созвездие, а роль Ивана Грозного исполняют сразу два блестящих артиста – Сергей Маковецкий и Александр Яценко.

 

Иван Грозный – самый обсуждаемый и осуждаемый государь в русской истории. При этом Грозный – самый неразгаданный из русских царей. Масштабы его политических достижений всегда заслоняли живого человека, а вошедшая в фольклор беспримерная жестокость словно исключала возможность более сложного взгляда на характер. Сериал «Грозный» – попытка разобраться в истоках поступков Ивана IV и заглянуть в темный лабиринт его души.

 

СИНОПСИС

1571 год. Москва разорена после жестокого набега крымского хана Девлет-Гирея. Государь Иван Грозный, решив, что его царству пришел конец, начинает писать летопись своей жизни. Он вспоминает свое раннее сиротство, унижения от опекунов, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден. Не может уйти и от воспоминаний о жене Анастасии, брак с которой был самым счастливым периодом его жизни, любовь, осветившую первые годы его царствования… Вокруг молодого Ивана IV – верные люди и мудрые советники. Он покорил Казань, создал новое войско, установил новый закон, у него родился наследник. Но скоро светлому царствованию приходит конец: наследник гибнет, за ним – любимая жена, а бывшие верные советники один за другим превращаются в предателей. Иван IV постепенно перерождается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. И теперь слухи о его жестокости и буйном нраве становятся правдой, и эти перемены в характере царя меняют историю.На Русь надвигаются враги – сумеет ли страна выстоять?

 

ВЕЛИКИЙ ПОЛИТИК И ВЕЛИКИЙ ЗЛОДЕЙ

Первый Царь Всея Руси, создатель крупнейшего евразийского государства и великий реформатор, Иван IV был не только жестоким тираном, но одним из самых образованных и литературно одаренных людей: современники называли его «мужем чюдного разсуждения», а историки сравнивали с Нероном – «артистом на троне». В картине он появляется именно в этой роли – пишущим летопись своей жизни. Иван Грозный (Сергей Маковецкий) вспоминает свое раннее сиротство, унижения от опекунов, счастливый брак с АнастасиейЗахарьиной-Юрьевой (Татьяна Лялина) и ее гибель, друзей, которые стали врагами, и врагов, к которым он был беспощаден.

 

Хронологически картина охватывает первые 26 лет царствования Ивана IV (1547 – 1573). Через отношения Грозного с окружавшими его людьми показаны исторические события: Московское восстание (1547), утверждение Судебника (1550), основание Печатного двора (1553), установление торговых и дипломатических отношений с Англией (1553), строительство Покровского собора (1555 – 1561), поход на Москву крымского хана Девлет-Гирея (1571), опричнина (1565 – 1572), битва при Молодях (1572).

 

«Это тяжелая психологическая драма человека,которой в детстве перетерпел

очень много проблем: смертьматери, унижение, жестокость. Мы рассказываем про его внутренний мир,комплексы,отношения с близкими людьми,его заблуждения,прото,каконвиделэтотмирикакегосовременемпереосознал».

АлексейАндрианов,режиссер

 

В картине воссозданы образы исторических лиц: опричные воеводы Малюта Скуратов (Виктор Сухоруков), Афанасий Вяземский (Игорь Миркурбанов), Алексей Басманов (Виталий Хаев) иего сын Федор (Виктор Добронравов);князь Андрей Курбский (Константин Крюков), думный дьяк Андрей Щелкалов (Владимир Стеклов), бабушка Ивана Грозного Анна Глинская (Людмила Полякова), князь и двоюродный брат царя Владимир Cтарицкий (Артем Ткаченко), его мать княгиня Ефросинья Старицкая (Людмила Чиркова), митрополит Макарий (Леонид Кулагин), великий князь Иван III (Евгений Цыганов), боярин Иван Челяднин (Никита Панфилов),советник царя Алексей Адашев (Антон Феоктистов), протопоп Сильвестр (Владимир Симонов).  А такие персонажи как боярин Челяднин(Никита Панфилов),ЛукаБондарев(АртурИванов) иегожена Дарья в исполнении  Марии Шумаковой вымышленные персонажи. Это собирательные образы людей того времени.

 

«Из всего, что я прочел, передо мной возник образ, в первую очередь, страдающего человека. Сироты, который с самых юных лет был ожесточен унижениями. Человека греховного, который мечтал стать праведником, но не смог. Человека, которого всю жизнь окружали предательство и заговоры, и чья жестокость была единственно возможным ответом. Нет желания как-то “обелить” Грозного. Говорить, что он не совершал чудовищных злодеяний – неверно. Но нельзя забывать, в какое время он жили не видеть, что в Европе в ту же эпоху казни и расправы были обыденностью».

Тимур Эзугбая, автор сценария

 

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ. ИСТОРИЯ РОССИИ.

«Грозный» –часть цикла «История любви. История России». В финальных кадрах «Софии» юного ИванаIV венчают на царство в Успенском соборе, а «Годунов» отражает последние годы правления Грозного. Над сериалом «Грозный» работала та же съемочная группа, которая создавалаодни из самых рейтинговых проектов телеканала «Россия» –«Софию» и «Годунова». Режиссер-постановщик –Алексей Андрианов, получивший два «Золотых орла» за первые две части цикла. Оператор –Денис Аларкон, обладатель премии «Золотой орел» за фильм «Шпион», работавший над картинами «Достоевский» и «Бесы». За художественную часть «Грозного» вновь отвечают художник-постановщик Евгений Качанов(также делал картину «Зулейха открывает глаза»), художники по гриму Елена Фомичева и Анастасия Эсадзе (финалист премии АПКиТ за сериал «София»), и художник по костюмам Наталья Салтыкова, создавшая костюмы в «Софии» и «Годунове».

 

«Мыне снимали в хронологическом порядке, побоялись. Грозный – очень серьезная, трудная тема, поэтому сначала мы снимали “Софию”, а потом “Годунова”. Это очень важная фигура для нашей истории, но вокруг него очень много басен и попыток политически использовать. Поэтому каждый в съемочной группе должен был проникнуться, вжиться в это время,

должен был что-то почитать для того, чтобы сформировать обо всем свое мнение

и эмоциональное ощущение».

Екатерина Жукова, продюсер

 

ЛЮБОВЬ

Ключевая сюжетная линия картины – любовь молодого Ивана Грозного (Александр Яценко) и его первой жены Анастасии (Татьяна Лялина). По свидетельству историков, Иван действительно очень любил свою первую жену. Это благотворно отразилось на его правлении в первые 13 лет царствования. Смерть Анастасии меняет все: Иван IVпостепенно превращается в того самого Ивана Грозного – жестокого тирана. В картине появляется и вторая супруга государя – Мария Темрюковна (Милена Радулович), дочь кабардинского князя Темрюка. Самостоятельный и сильный персонаж, она – антипод Анастасии. Других жен царя в картине зритель не увидит – повествование заканчивается хронологически раньше их появления.

 

«Для меня весь фильм – в первую очередь история потерянной любви и история погружения человека, который всю жизнь отчаянно тянулся к свету, во мрак. Я бы сформулировал посыл картины так: в какую бы тьму ни погружалась душа человеческая, истинная любовь всегда способна осветить ее. Любовь Ивана и Анастасии – та, которой Бог одаривает далеко не каждого. Их душевное единение – едва ли не самое главное, что есть в картине. Даже когда Анастасия умирает, Иван все еще живет памятью о ней. Поэтому Анастасия на уровне воспоминания никогда не уходит из сценария».

Тимур Эзугбая, автор сценария

 

ДВА ИВАНА

Перемены в характере Ивана Грозного призваны отразить два блестящих актера. Александр Яценко – Иван IV в молодые годы, Сергей Маковецкий – после смерти Анастасии. Перед гримерами стояла непростая задача: показать исторически сложившийся стереотипный образ Ивана Грозного и одновременно сделать физически похожими друг на друга двух совершенно несхожих людей. А перед артистами – «слиться» в единый образ. Сергей Маковецкий проводил в гримерной по 2-3 часа: он играет Грозного в двух возрастах. Работа гримеров в картине беспрецедентна. В «Грозном» больше 140 персонажей, треть из которых представлены в разных возрастах, требующих разной пластики, усов и бород – итого около 400 образов.

 

«Гениальный у нас Грозный-Маковецкий. Невероятно так перевоплотиться –у него даже фаланги пальцев менялись. Есть сцены, где он в шахматы играет, икогда он берет шахматную фигуру, на крупном плане у него не пальцы артиста Маковецкого, а руки древнего старца. Как он это делает, я не понимаю».

Евгений Качанов, художник-постановщик

 

«Помню, мы с кем-то из актеров только закончили сниматься в одном проекте и снова встретились на “Грозном”. Он долго не понимал, кто играет царя, присматривался ко мне. А я до последнего не говорил с ним, ждал. Потом он даже спросил гримера».

Александр Яценко, актер

 

СЦЕНАРИЙ

Сценарий картины написал молодой российский сценарист Тимур Эзугбая. Его консультировали профессор исторического факультета МГУ, заведующий кафедрой русской истории Николай Борисов и заведующий кафедрой церковной истории Московской Духовной академии Алексей Светозарский.Благодаряэтомумногиеэпизодысериаладомалейшихдеталейсоответствуютисторическойправде.

 

«Исторический Музей и Оружейная Палата – обязательные места для посещения во время работы над такимпроектом. Но самым значимым для меня стал Архангельский собор. Я хочу сразу откреститься от всяческой мистики, но мне было важно, прежде чем написать хотя бы одну реплику, побывать там, где похоронен царь Иван Васильевич. Там же покоится князь Владимир Старицкий, который в сюжете фильма играет важную роль. Недалеко – подвалы разрушенного Вознесенского монастыря, где захоронена царица Анастасия. Опять же, без всякой мистикинаходясь около погребений тех, в чьи судьбы ты намерен погрузиться, нельзя совсем уж ничего не почувствовать. Это хорошее напоминание самому себе, что ты пишешь не об именах из учебника, а о живых людях, которые вершили историю. Это, как минимум, напоминает об ответственности».

Тимур Эзугбая, автор сценария

 

СВЕТ И ТЬМА

Картина условно делится на две части: «светлую» и «темную». Первая – период жизни Ивана с Анастасией, «светлое» царствование, вторая – его жизнь после ее смерти, «темное» и жестокое время. Работа художников картины подчинена этой концепции: в соответствии с ней они меняли цвет стен, реквизит, ткани и даже царские троны – так, трон Александра Яценко отличается от трона Сергея Маковецкого. Свет и тьма отражены и в костюмах: события до смерти Анастасии разыгрываются в более светлых тонах, а после ее гибели ткани станут темнее, материалы грубее, суровее.  Для фильма были созданы тысячи предметов гардероба: многослойна яодежда,обувь,головныеуборы,кушаки,воротники,красные кафтаны кремлевских стрельцови черные–опричников,одеждагорожан и крестьян,татарских послов и войскакрымчаков, доспехивоеначальников. Художники покостюмам буквально на ощупь изучали гардероб эпохи взапасниках Историческогомузея: власяницу и яркий стеганый халат Ивана Грозного,женские уборы и церковное облачение.

 

«В "Грозном" уже не так пестро, как было в "Софии" – цвета более приглушенные, ткани однотонные, но очень много акцентов и деталей: вышивка, пуговицы, застежки-разговоры, наручи, украшения. Аскетично, но роскошно – аскетизм роскоши. Вообще русский костюм сложный, не каждому пойдет. Чтобы не сделать актера немножко смешным, надо очень тонко рассчитывать все размеры. Но в этот раз у нас все сложилось, особенно с высокими горлатными шапками думских бояр. Актеру Никите Панфилову в роли боярина Челяднинаона удивительно идет! Князь Курбский носит нетипичные для русского костюма жилеты с европейскими круглыми застежками на цепочке, опашень с квадратным воротником. Малюта одет как простой солдат, Федор Басманов – модник и щеголь. Старая княгиня Ефросинья Старицкая – из рода Хованских, у которых были вышивальные мастерские, поэтому в ее нарядах много вышивки. И, конечно, Грозный: молодой – светлый, золотой, и старый – черный, во власянице, с темной шапочкой – тафьей».

Наталья Салтыкова, художник по костюмам

 

ДЕКОРАЦИИ

Для картины в киностудии «Главкино» были построены декорации московского Кремля, где в деталях воссоздали убранство и быт той эпохи. В павильонах разместились личныепалаты Ивана IV и царицы Анастасии, трапезнаяиГрановитая Палаты,гдепроходилипиры,КрасноекрыльцоипарадныеФроловскиеворота (сегодня–Спасские).КромеКремля, художникивозвелидекорацииприказныхпалат,лагерьвойска,рынок,хозяйственныйдвор,царскиепсарниимногоедругое.Съемки также проходили в усадьбе Коломенское,в Саввино-Сторожевскоммонастырев Звенигородеив Золотой Палате Московского Кремля.

 

НатурнаядекорациясредневековойМосквыперекочевалавкартинуиз«Годунова»,носсерьезнымиизменениями,соответствующимиисторическойправде.Например,ЛобноеместоприГодуновебылокаменным,адляэпохиИванаГрозногоегосделалиизбревен.Кремлевскиестеныбыли«красные»,априГрозномбеленые.Темнеменее,законыкинотребуютсвоеймерыусловности:царскиепалатывкартинеширеипросторнее,чембыливовременаИванаГрозного–иначенесможетразместитьсясъемочнаягруппа.

 

Натурная декорация – средневековая Москва – перекочевала в картину из «Годунова», но с некоторыми изменениями: например, Лобное место при Годунове было каменным, а для эпохи Ивана Грозного его сделали из бревен.Тем не менее, законы кино требуют своей меры условности: царские палаты в картине шире и просторнее, чем были во времена Ивана Грозного – иначе не сможет разместиться съемочная группа. В конце работы над проектом натурная декорация сгорела в двух сценах пожаров, случившихся во время Московского восстания 1547 г. и набега татар на Москву в 1571 г. Пожары снимали на территории киностудии в Подмосковье. Огонь контролировался бригадой пиротехников во главе с одним из лучших в отечественном кино постановщиков спецэффектов Михаилом Марьяновым(«Чернобыль», «Ненастье», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон»).

 

«Я смотрю на эту декорацию и сказать, что это декорация, у меня не поворачивается язык. Это что-то многовековое, будто сделано в XVI веке. А резьба на полу, а ручная роспись!»

Сергей Маковецкий, актер

СРАЖЕНИЯ

Кроме Московского восстания (1547 )и походана Москву крымского хана Девлет-Гирея (1571), любители батальных сцен впервые увидят картину битвыпри Молодях(1572)–однуизважнейшихвоенныхпобедрусскоговойска.ЕеснималиподМосквой,возлеаэропортаДомодедово,построивукрепления–Гуляй-город,которыйнесмогливзятькрымчаки.Оружиеиобмундированиевсценесоответствуютисторическимописаниям:пищали,ружьяипушки,калканы(татарскиещиты),бердыши,копья,кольчугиизкованыхпластин.Русскиеконникинаносятфланговыйударпокрымчакам,итебегут,принявнебольшойотрядзаогромноевойско.

 

Панорама многотысячной битвы создана студией компьютерной графики FilmDirectionFXпод руководством Евгения Гитциграта, в творческом портфеле которой картины «Годунов», «Салют-7», «Т-34» и многие другие. Всего в сериале с графикой 741 кадр, из которых 36 полностью созданы на компьютере – не только сражение, но и большие декорации Москвы, где восстановлена атмосфера и деталиXVIвека.Над «Грозным» в течениесеми месяцев трудились больше 80 художников компьютерной графики.

 

«В знаменитой битве при Молодях участвовало 27 тысяч русских воинов и более 40 тысячтатарских. В битве на васильковом поле нас было намного меньше: переодевались и переклеивали бороды по два раза в день – то татарин, то опричник, то ополченец. Чтобы задымить лагерь, взрывали пороховые запасы. Четыре дня в адском дыму пролетели незаметно. Большую часть боя снимали полной группой. Иногда нам “выдавали” актеров для крупных планов, но ненадолго – слишком дымно! Бой получился на славу:

порох и огонь создали атмосферу ада!»

Виктор Иванов, каскадер

 

«Батальные сцены очень сложно прогнозировать, а эскизы рисовать просто бессмысленно. Какое количество людейтам задействовано! Лошади, оружие, огонь, взрывы, актерские сцены– все это безумно сложно распределить. Когда такие сцены снимаются, у меня всегдаощущение, что все это ведеткакая-то нездешняя сила».

Евгений Качанов, художник-постановщик

 

МУЗЫКА

Надмузыкойксериалуработалисразунесколькокомпозиторов:прославленныйроссийскийкомпозиторЭдуардАртемьев,АртемВасильев,атакжеДмитрийЕмельянов.Восновепартитуры«Грозного»гибридныйпринцип–миксизоркестровоймузыки,хоровогоивокальногопения,электронныхсинтезаторовиэтническоймузыки,втомчислетурецкой.Крометого,зрительуслышитэлементымузыкальныхсочиненийсамогоИванаГрозного.Егостилизованныестихирылегливосновупроизведения,записанногосГосударственнойакадемическойхоровойкапеллойРоссииимени.А.А.Юрлова(дирижер–народныйартистРоссииСергейСкрипка).

 

«Мне хотелось сочинить что-то красивое, исходя из моих личных ощущений – от истории, от эпохи. Конечно, музыкальная композиция не может сравниться с величием царя, но у меня и не было такой задачи. Прежде всего, я хотел при помощи музыки показать Грозного человеком. Для меня это великий русский царь, который заложил основу нашей великой страны, создал самое могущественное на континенте государство. Безусловно, это грандиозная историческая фигура. Мне самому очень интересно посмотреть, что получилось, как наложилась мелодия на картину».

Эдуард Артемьев, композитор

 

«В основе большинства эпизодов картины – 20-минутная сюита, в которой есть интонации стихир Ивана Грозного.Грозный как автор музыки находился в русле средневековой традиции, нивелирующей композиторскую индивидуальность. Тогда важнее был определенным образом пропеваемый текст. Поэтому для современного уха сочинения Грозного и другого автора того же периода звучат одинаково. Музыку Грозного мы напрямую не цитируем, а стилизуем.Информации о музыке того времени у нас мало, поэтому есть простор для осмысления, как создать для современного слушателя ощущение архаики и перенести в ту эпоху, в этот воображаемый мир и обрести понятное современное звучание».

Артем Васильев, композитор

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

/ СОЗДАТЕЛИ /

 

Екатерина Жукова, продюсер: «О Грозном,соднойстороны,всевсёзнают,сдругой–никтоничего.Дляоднихонангел,длядругих–чертсрогами.Когдаписалсясценарий,имыдумали, как подступитьсякэтойфигуре,торешили,чтопостараемсяуйтиотлюбыхоценокибудемследоватьзаисторическимиисточниками.Унас,конечно,недокументальноекино,новсежемыидемзаисторическимиисточниками.Азритель,надеемся,сделаетдлясебякакие-товыводыиоткрытия.НашфильмоГрозномкакочеловеке,вкотороместьсветиестьтьма.Фильмсостоитиздвухчастей:перваячасть–егомолодость,светлыйпериоджизни,втомчислеидлястраны.Онбылполонзамечательныхидей,многиеизкоторыхвоплотилвжизнь:судебник,реформаармии,административнаяреформа.Автораячастьжизни,конечно,вомраке.Нодажевэтоттяжелыйпериодидлянего,идлястраныбылаодержанавеликаяпобедавбитвеприМолодях,котораяпосвоемузначениюнеуступаетКуликовскойбитвеилибитвезаСталинград.ЭтобылосражениезанезависимостьнашейРодины,гдемыпобедили.АведькрымскийханшелпоРусивполнойуверенности,чтовозьметМосквуизаранееподелилнашуземлюмеждусвоимимурзами».

 

Алексей Андрианов, режиссер-постановщик: «Хотя все три фильма цикла “История любви. История России”связаны сюжетно, они совершенно разные, потому что все три личности – София Палеолог, Борис Годунов и Грозный – разные абсолютно. О Софии мы снимали больше сказку, по которой зрители соскучились, Годунов – это история Остапа Бендера, человека, который из низов поднялся и стал царем, что возможно было только в нашей стране. А вот история Грозного – это тяжелая психологическая драма, совсем не легкое кино. Для многих зрителей фильм станет не совсем стандартным с точки зрения того, что они ожидают. Мало кто задумывается о его роли в истории страны. Грозный очень многое сделал для государства, но мы в фильме больше рассказываем про человека, его внутренний мир. Это одна из сложнейших личностей в истории. Он был первым русским царем, то есть шел по пути, который еще никто не проходил».

 

Анастасия Эсадзе, художник по гриму: «У нас в фильме столько возрастных гримов и сложной пластики, что этот проект по объему и сложности грима можно считать уникальным для российского телевидения. Уходить совсем в портретный грим и воплощать черты со старинных гравюр мы не хотели. Актеру надо максимально оставить его живое лицо, потому что под гримом он может потерять часть индивидуальности. Конечно, можно делать исторично – красить лица мелом, щеки свеклой, чернить брови и зубы. Но в фильме речь не о том, как красили лица 400 лет назад! Не хотелось, чтобы антураж отвлекал внимание от главного – от истории человека. Не просто исторического персонажа, а человека, который страдал и мучился, убивал и ненавидел, был не уверен в себе и в окружающих людях. Показать Грозного во всей сложности и многогранности – вот задача, которую решал каждый из нас».

 

/ АКТЕРЫ /

 

Сергей Маковецкий: «Главное, что отличало Иоанна Васильевича, как он говорит, “лютый зверь во мне сидит, да одолеть не могу”. Он прекрасно понимал, что совершает великий грех и ничего не мог с собой поделать, и мучился сильно. Мы старались показать этого человека, которого раздирают две абсолютные противоположности – грех страшный и страх Божий – все это вместе у него соединялось. И я его за то люблю, что в нем очень много человеческого. Ну, кто из нас, обывателей, не скажет себе самому: “зверь лютый во мне сидит, да одолеть не могу”? Совершил что-то нехорошее, да не знаю, как извиниться. Многим сложно себе в этом признаться, а ему нет. Другой вопрос – что он не может в себе это преодолеть. Знаете, когда человек теряет любимого первенца, а потом любимую жену, которую отравили, и ему кажется, что вокруг заговоры, измена… А у него на плечах держава. И осознание этой миссии самодержца было во главе его существования. Если он молил Бога, то говорил: “Об одном молю – чтобы Господь не сделал за мои прегрешения рабства страны моей”. Вот такая у него основная молитва к Господу, не о здравии своем собственном. Я даже не претендую на то, чтобы сотворить Иоанна Васильевича. Но, может быть, хоть на какую-то йоту приближусь к пониманию, что его мучило, к масштабу этой личности».

 

Александр Яценко: «Это у меня уже второй царь, я ведь уже играл Петра III в “Екатерине”. Только тот был веселый, а этот грустный и грозный. Постепенно в фильме я плавно превращаюсь в Сергея Васильевича Маковецкого, а вот у него уже из пальцев молнии летают. Мне не страшен Иван IV, он мне симпатичен. Мне кажется, вообще нелегко какой-то властью обладать. Это, наверное, самое тяжелое, что может быть. Я, может быть, хотелбы сняться в фильме, где сыгралабсолютно счастливого монарха, который был бы при власти, и народ был бы довольным, и он сам жил бы в любви и счастье. Но такое невозможно. Поэтому у нас все по-настоящему: власть – тяжелая ноша».

 

Татьяна Лялина: «Мы с режиссером решили уйти от образа жертвы и невинной овечки и сделать Анастасию более сложной. Я читала много литературы перед съемками. Решила, что нужно все прочесть, а потом обо всем забыть, взять за основу сценарий и уже выстраивать свою историю. Для меня это, в первую очередь, художественное произведение, а не учебник по истории. Наша задача – показать, что все исторические лица были живыми людьми с реальными проблемами. С Анастасией Грозный познакомился еще в детстве, а через годы, когда пришло время найти себе невесту, он выбрал ее. Конечно, это история большой любви, которую у них отняли, и неизвестно, как сложилась бы история страны, если бы не смерть Анастасии. Это действительно была трагедия для Грозного, и на протяжении всего сценария Грозный в лице Сергея Васильевича Маковецкого всегда возвращается мыслями к своей Насте».

 

Игорь Миркурбанов: «Мы все в этой картине существуем в каком-то режиме подлинности и правды – правды времени, не музейной мертвой правды, а правды невероятно живой и очень энергетически насыщенной. Я, признаюсь, давно не встречал в своей профессиональной жизни такого истинно честного отношения, которым движимы все участники этого нелегкого процесса. Это заряжает, вдохновляет и вселяет надежду в наше кино. Потому что случаются, конечно, и другие примеры, о которых не хочется говорить. Но я в течение огромного количества времени приезжал на смену с какой-то невероятной радостью и бесконечной благодарностью ко всем, кто меня окружал, потому что это качественное отношение к работе – оно во всем, и оно заряжает. Вы посмотрите, как в фильме все расписано, как все подробно сделано, с какой любовью. В такой обстановке трудно позволить себе халтурить, быть фальшивым».

 

Константин Крюков:«При подготовке к съемкам я перечитывал фантастическую по содержанию и форме переписку Грозного с Курбским, которую они вели после того, как Курбский сбежал в княжество Литовское. И это очень интересное чтение! Всем советую. Эти письма – очень неравнодушные. Грозный пишет значительно больше по объему, очень красочно. Мой Курбский существует рядом с ним в той части жизни, когда царь еще идет к тому, чтобы стать Грозным. Я думаю, что, наверное, людей всё вокруг оправдывает, потому что нет таких, которые с утра просыпаются и думают: “Да, я ужасный, я плохой”. Все в плену своих обстоятельств, а у Грозного обстоятельств было более чем достаточно. Относиться как к историческому можно только к документальному кино. А любое художественное кино говорит о времени в целом, в том числе с большими отсылками к современности, потому что в любую эпоху есть правители, есть их друзья, и есть люди с их эмоциями. Поэтому все это отчасти и про нас сегодняшних».

 

Никита Панфилов: «Сниматься в таком проекте – просто сказка. Все досконально делается, очень долго, кропотливо. На мой взгляд, очень качественно. Я изучил свои эпизоды в сценарии и, в принципе, дальше уже мог не читать. Но я до такой степени погрузился, что просто прочитал все до конца. Это было до такой степени увлекательно, что я иной раз забывал, что читаю сценарий – а это редкость. В делах Грозного, конечно, есть плюсы. Но есть и перегиб из-за мести. Человек сломался и стал чудовищем. Все начиналось очень правильно, а потом человек просто загнал сам себя и всех остальных. Но… если не было бы перегиба, тогда не интересно было бы снимать и смотреть».

 

Долгожданная премьера исторической драмы «Грозный» состоится на телеканале «Россия»23 ноября в 21:20.Больше информации на: http://smotrim.ru/groznyi ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР – БАНК ВТБ (ПАО).

 

Производство: кинокомпания «Москино»

Продюсеры: Антон Златопольский, Мария Ушакова, Екатерина Жукова

Режиссер-постановщик: Алексей Андрианов

Автор сценария: Тимур Эзугбая

Оператор-постановщик: Денис Аларкон

Художник-постановщик: Евгений Качанов

Художник по костюмам: Наталья Салтыкова

Художники по гриму: Анастасия Эсадзе, Елена Фомичева

Композиторы: Эдуард Артемьев, Артем Васильев, Дмитрий Емельянов

В ролях: Александр Яценко, Сергей Маковецкий, Татьяна Лялина, Виктор Сухоруков, Артур Иванов, Мария Шумакова, Антон Феоктистов, Артем Ткаченко, Владимир Симонов, Владимир Стеклов, Игорь Миркурбанов, Константин Крюков, Виктор Добронравов, Людмила Полякова, Виталий Хаев, Леонид Кулагин, Милена Радулович, Антон Батырев, Иван Агапов, Денис Карасев, Сергей Сосновский, Никита Панфилов, Юрий Колокольников и другие.

 

 
Архив
Декабрь 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

Последние новости