27 апреля 2017 ГТРК «Кузбасс»

[post-views]

Правительство ограничилось моральной поддержкой рынка печатной прессы

Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter

17 апреля 2017 года Председатель Правительства Дмитрий Медведев утвердил комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере распространения печатных СМИ. Разговоры о принятии важного документа велись давно, но экономика осталась в проекте, отредактированный документ — лишь моральная поддержка «просевшему» сектору…

Ожидания и реальность: что предложило Правительство?

На проект, внесенный на рассмотрение депутатов, возлагали большие надежды. Будь он утвержден в том виде, который предлагали разработчики, могло наступить потепление в сфере печатной прессы. Обнуление НДС, субсидирование сектора, снижение почтовых тарифов, повышение объемов списания неликвида — экономические аспекты остались без внимания, Документ предусматривает лишь придание статуса социального предпринимательства малому и среднему бизнесу при торговле печатными изданиями. Иными словами, Москва поддержала участников рынка номинально.

Между тем, по данным АРПП ситуация в секторе неблагоприятная. В минувшем году розничные продажи печатных СМИ снизились на 7%. К концу 2017 года в стране останется лишь 20000 газетных киосков, что вдвое меньше в сравнении с 2014 годом, подписные тиражи к уровню 2014-го упадут на 45%.

Происходит перераспределение рынка полиграфии, если нужно напечатать небольшой тираж газет, владельцы изданий все чаще обращаются к малым типографиям, крупные игроки закрываются из-за снижения объемов. Отрасль страдает от роста цен на бумагу, двойного взимания экологического налога (утилизация бумажной продукции), почтовых расценок на доставку корреспонденции.

Экономические меры были необходимы, но… Правительство ограничилось моральной поддержкой сектора.

Общие тенденции на рынке печати и полиграфии

Цифровые средства массовой информации наступают, что неминуемо отражается на печатном секторе. Конкуренцию с интернет-изданиями выдерживают не все. Многие редакторы не борются с ветряными мельницами, а уменьшают печатные тиражи и уходят в онлайн, создавая интернет-версии газет и общаясь с читателями в социальных сетях. Малые тиражи газет печатают в небольших типографиях с невысокими тарифами. Пример удачного игрока в Москве — успешная молодая типография полного цикла Оперативник. Услуги аналогичных компаний популярны в разных регионах России.

По оценке экспертов, в газетном производстве 80% стоимости заказа составляет бумага. Для многих изданий перейти на малые тиражи — единственный способ выжить в сложившихся условиях.

Реклама, как индикатор успеха отрасли

Индикатором состояния отрасли печатной прессы считают объем рекламы на страницах изданий. В кризисный период компании сокращают рекламный бюджет, что просматривается по итогам 2016 и первого квартала 2017 года. В сравнении с 2015 годом в газетах объем рекламы сократился на 13%. Хотя стоит признать, что падение рынка печатной рекламы постепенно замедляется.

Редакторы находят решение в создании коммерческих проектов и разработке системы скидок — площадь для оплативших рекламу заранее на 20-50% ниже. Все меньше востребована печать материалов с пометкой «на правах рекламы», акцент делается на нативные методы.

И здесь государство решило поддержать прессу, предложив в 2017 году увеличить допустимый объем рекламы в информационных печатных изданиях до 45%. Проблема лишь в том, что 95% изданий не закрывают разрешенные 40% рекламных площадей. В то же время повышение объема может отпугнуть читателя. Эксперты видят единственный способ привлечь рекламодателя — качественный контент, отличная полиграфия и высокий уровень сервиса.

Печатным киоскам объявили войну

2016 год запомнился сносом киосков с прессой в Москве и регионах России. Газетные киоски массово сносили в Ярославле, Нальчике, Южно-Сахалинске, Брянске, Твери, Волгограде и других городах страны. Издательские дома, торгующие прессой в розницу, лишились основного источника доходов и понесли колоссальные финансовые потери. Только за минувший год число киосков по России сократилось на 30%, без работы остались 22% сотрудников. Издатели пытаются переориентироваться на магазины шаговой доступности и супермаркеты, но пока большой отдачи нет.

Сложная ситуация в Москве. Рынок распространения газет столицы находится под прессингом властей. Киоски частных собственников ликвидированы, на их месте установили, приобретенные за счет городского бюджета. Началась борьба среди предпринимателей за «место под солнцем». В погоне за «сладким» арендные ставки на аукционе взвинтили до 900%. Многие игроки рынка не справились с названными в пылу азарта цифрами и возвращают выигранные НТО в КП «Мосгорпечать». Ситуация ничего хорошего рынку печатной прессы не обещает.

Подписка и тарифы Почты России

Вернемся к утвержденному 17 апреля Дмитрием Медведевым Документу… «Просевший» сектор экономически поддержан не был. Чем это чревато?

С 1 июля 2017 года на 10% вырастут тарифы на прием и доставку подписки и до 46% на магистральную доставку прессы Почтой России. Будут ли готовы россияне к очередной нагрузке, которая ляжет на их плечи? Здравый смысл показывает, что нас ожидает очередное снижение тиражей печатных СМИ.

Напомним, в 2014 году были отменены государственные субсидии Почте России на покрытие убытков по доставке подписной периодики, после чего начался рост тарифов. За 2 года с момента принятия непопулярного решения тиражи постоянно сокращались. Пока еще действует скидка на почтовую доставку тиражей для 2000 изданий, рекомендованных Экспертным советом по региональным печатным СМИ, но это лишь чуть более 3% от общего числа изданий, зарегистрированных в стране.

Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter