В конструкцию любого ДВС входит головка блока цилиндров, и эта деталь может быть как монолитной, так и изготавливаться для каждого цилиндра в отдельности. Чаще всего ГБЦ собой представляет цельную деталь, которая устанавливается в верхней части силового агрегата. Между головкой цилиндров и двигателем устанавливается специальная прокладка, благодаря которой удается достичь абсолютной герметичности места соединения двух элементов. Зачастую головка блока цилиндров изготовлена либо из чугуна, либо из алюминиевого сплава.
Устройство ГБЦ
В конструкцию головки блока цилиндров входят следующие элементы:
- втулки клапанов (направляющие);
- маслосъёмные колпачки;
- крышка;
- прокладка под крышку;
- прокладка между двигателем и головкой;
- болты крепления;
- шпильки;
- гайки;
- прокладка, которая устанавливается между передней крышкой и самой деталью;
- пробка заливной горловины;
- клапанные седла.
В головке двигателя также установлены один или несколько распределительных валов, клапаны, клапанные пружины, толкатели, гидрокомпенсаторы. Корпус ГБЦ имеет масляные каналы и каналы для охлаждающей жидкости, и срок службы запчасти до капитального ремонта примерно такой же, как у двигателя. Нередко случается, что из-за некачественного топлива либо из-за нарушений правил эксплуатации силовой установки, ГБЦ выходит из строя. Заменить этот узел можно в гаражных условиях.
Как заменить самостоятельно?
Чаще всего демонтаж головки требуется в том случае, когда пробита прокладка между головкой и блоком цилиндров. Замена ГБЦ может понадобиться, если существенно увеличился расход моторного масла, и это происходит не по вине ЦПГ.
Чтобы заменить ГБЦ, необходимо проделать следующие действия:
- Отсоединить АКБ.
- Снять верхнюю защиту двигателя.
- Слить антифриз.
- Слить масло.
- Снять ремень генератора.
- Демонтировать генераторную установку.
- Отсоединить проводку и топливные шланги.
- Отсоединить шланги вакуумного усилителя тормозов и охлаждающей жидкости.
- Снять воздушный фильтр и впускной коллектор.
- Отсоединить трос или тягу газа.
- Установить поршень первого цилиндра в ВМТ.
- Снять ременной привод ГРМ (на некоторых моделях ДВС может быть установлена цепь).
- Демонтировать шкив механизма газораспределения.
- Отсоединить провода высокого напряжения.
- Снять крышку головки блока цилиндров.
- Ослабить по всему периметру болты, благодаря которым ГБЦ крепится к блоку.
- Выкрутить все болты и демонтировать запчасть.
Также необходимо снять прокладку, и тщательно очистить привалочную поверхность. Установка новой головки начинается с установки новой прокладки, после чего сборка двигателя производится в обратном порядке. Протягивать ГБЦ необходимо по схеме, указанной в инструкции для двигателя. Для протяжки нужно использовать тарированный инструмент, и затягивать болты с рекомендуемым моментом.