Виды социальных групп
Всякий человек относится к некоторому сообществу, и уже сам этот факт – актуальная тема для беседы. Каждая общность имеет индивидуальный набор причин, объясняющих ее формирование. Понимая, как появляются, функционируют, для чего нужны такие образования, можно эффективнее взаимодействовать в социуме, договариваться с людьми.
Термин и его определение
Маленькие и большие социальные группы примеры которых будут приведены ниже, обусловлены мотивацией людей к объединению, определяются набором признаком и функций, подразделяются по видам.
Социальная группа – состоящее из людей формирование, появившееся по причине некого социального признака, присущего всем членам. Этот признак – базис, позволяющий аудитории участвовать в конкретной деятельности. Одновременно возникает система отношений, определенных неформатными, формальными общественными условиями. Формирование устойчиво, объективно, объединяет совокупность личностей, взаимодействующих посредством признаков и делящих ожидания друг от друга.
Социальную группу можно определить как организованное человеческое сообщество, сформировавшееся на основании общего интереса или конкретной цели. Иногда фактор формирования сообщества – совместная деятельность.
Особенности явления
Признаки выявления социального сообщества:
- косвенное, прямое взаимодействие участников;
- связь между участниками;
- стабильность (группа подразумевает общность, существующую достаточно долго);
- общая цель;
- ожидания от участников в зависимости от определенных им ролей;
- ощущение принадлежности формированию;
- появление специфических поведенческих шаблонов;
- внутренняя структурированность, организованность формирования. Роли не всегда закреплены официально, но при анализе даже неформального дружеского общения можно определить конкретные роли, характерные тому или иному индивиду.
Варианты классификации сообществ:
- большие, малые. Первые выделены по этническим, социальным, профессиональным признакам, вторые подразумевают семью, коллектив на рабочем месте;
- неформальные, формальные;
- первичные, вторичные. В первом типе участники эмоционально взаимодействуют между собой, во второй категории общение формально, стандартизировано, безлично. Первичная группа – дружеская компания, вторичная – коллектив большого предприятия.
В социологии выделяют ингруппу, аутгруппу. Первая подразумевает свое сообщество, в которое включен человек, второй термин объединяет сообщества, к которым он не относится.
Функции социального объединения:
- социализация – человек не способен полноценно существовать вне группы;
- помощь в решении проблем при возникновении трудной ситуации;
- инструментальная – коллективное достижение цели;
- помощь в удовлетворении потребности в поддержке, позитивной внешней оценке.
Социальные группы: почему они появляются
Причины объединения людей в группы:
- покрытие личных потребностей в поддержке, взаимодействии, любви, ощущении принадлежности. Участники дают друг другу внимание, положительную оценку. Каждый человек имеет среди набора нужд те, что удовлетворяются только в группе;
- возможность сотрудничества. Многих целей невозможно или очень сложно достичь в одиночестве. Объединение во имя некой задачи упрощает процесс и ускоряет его;
- безопасность. При наличии врагов группа – средство защиты, но даже в их отсутствие каждый человек хочет ощущать защищенность;
- обмен информацией, опытом, взаимное обучение. Каждый участник обретает больше шансов на освоение того, что прежде было недоступным;
- формирование социальной идентичности. Определение себя в обществе – один из аспектов концепции собственной личности.