Византийская иконопись — одна из древнейших форм религиозного искусства и наименее изменившаяся на протяжении веков. Слово «икона» означает образ. Православная церковь считает, что первые иконы Христа и Девы Марии были написаны евангелистом Лукой. Под «византийскими иконами» подразумеваются русские, сербские и греческие иконы. Они присутствуют в Русской православной, восточно-православной, коптской, византийской и римско-католической церквях. Святые иконы православия полны символизма, созданного для передачи различной информации о человеке или сцене, которую они изображают. Каждая деталь, такая как прическа, одежда, положение тела, фон, украшения и даже методология, использованная при изготовлении, имеет значение, которое помогает верующему погрузиться в созерцание божественной тайны.
Написание иконы, как правило, не делается с намерением стать уникальным художественным выражением, хотя каждый иконописец привносит свое видение в произведение. Гораздо чаще икона копируется со старого образца, однако с признанием в церкви нового святого необходимо создать и утвердить новую икону.
Согласно восточно-христианской традиции, почитание икон выходит за пределы видения дерева и живописи, приводя наблюдателя к созерцанию оригинала, той самой тайны, которая там изображена. Василий Кесарийский говорит в «О Святом Духе» 18:45: «Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу». Таким образом, жест целования иконы Христа есть проявление любви к самому Христу Иисусу.
Как пишут иконы?
Изначально надо выбирать качественный массив дерева. Во Франции, России, Сербии большинство иконописцев отдают предпочтение изразцовому дереву, так как оно хорошего качества и легкое. В Греции используется кипарис, грецкий орех, каштан, сосну и ароматные деревья. Однако в настоящее время вы можете найти много людей, работающих с МДФ и даже с фанерой.
Выбрав доску, смазываем ее специфическим клеем, приклеиваем пропитанную клеем марлевую сетку или хлопчатобумажную ткань и белую основу, препарат, который в народе называется «левкас» — в основном состоит из кожного клея, зайца и меловой штукатурки. Существуют разные рецепты, с большим количеством материалов или даже с некоторыми отличиями.
Количество слоев также варьируется в зависимости от применяемого рецепта, чаще всего не менее 12. Способ нанесения также различается: мы можем нанести его кистью, размазать рукой или даже шпателем, если и когда консистенция густая.
В конце слоев «левкаса» шлифуется доска наждачной бумагой разумной толщины, чтобы сделать ее более гладкой и однородной, доходя до полировки, которую проводится наждачной бумагой высокого номера.